В этой статье речь пойдет о сарматах и сарматском мече, глядя
на который, думаешь о том, почему этот предмет вообще назван мечом
и как, в принципе, при помощи этого оружия можно противостоять
какому-либо опасному противнику. Все мы — поколение выросшее на
бабушкиных сказках — почему-то представляем себе меч-кладенец
великанских размеров и соразмерного богатыря, который одним
взглядом может умертвить своего противника, совсем позабыв о том,
что «сказка — ложь, да в ней намек»… Поэтому, рассматривая данный
экземпляр короткого сарматского меча, углубляясь в историю, перед
нами также, несомненно, возникнут образы могучих богатырей,
отважных воинов, которые такие «большие» не от того, что большие
ростом и обладают недюжинной силой, а от того, что это люди боевой
закалки, крепкой стальной воли, не видящие перед собой трудностей и
преград, у которых есть чему научиться.
Сарматы — общее название кочевых ираноязычных племен (Аланы,
Роксоланы, Роксолане, языги и др.), расселившихся в III веке до н.
э. — IV веке н. э. в степях от Тобола на востоке до Дуная,
населявших степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до
Дуная на западе (Сарматия). По свидетельствам древних историков,
Сарматы — «племя воинственное, свободное, непокорное и до того
жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с
мужчинами». Жестокость с которой они уничтожали скифов, хотя долгое
время жили с ними в дружбе и даже создавали союзы, остается
загадкой. Они не облагали бывших союзников данью, резня
превратилась в геноцид скифских племен. Название сарматы или
савроматы восходят к словам Авесты «саорамани», что означает —
опоясанные мечом. Впрочем, как и сами носители Авесты,
зороастрийцы, скорее всего сарматы были огнепоклонниками, о чем
свидетельствует их символика, например, знаки на оружии. Античные
авторы выделяли различные сарматские группировки, имевшие свои
названия, и занимавшие в разное время, лидирующие положение в
кочевом мире: аорсы, сираки, роксоланы — светлые аланы, языги,
аланы. В IV-III в.в. до н.э. сарматы, или, как они тогда
назывались, савроматы, жили между Доном и Уралом.
Для наших соотечественников история развития сарматского меча
особенно интересна, так как ряд народов, живущих на Кавказе, на Юге
России восходят именно к этому воинственному народу, с детства
державшегося с легкостью на коне. Римляне боялись этих варваров, и
историки пытались анализировать национальный состав этого народа.
Так, Плиний Младший пришел к выводу, что сарматы представляли собой
единое целое. Деление же внутри народа шло, по его словам, по
племенам, связанных друг с другом родством. О них упоминают такие
античные авторы, как Гиппократ, Геродот, Скилакс, Скимн и римские
Публий Овидий Назон, Помпий Мела, Плиний Младший, в 1790-м году они
уже носят имя сарматов, утеряв в веках букву «в» в
самоназвании.