Параметры:
Тематика :
Издания по религии, философии
,
Издания по истории
Гарантия подлинности :
Гарантия Продавца
Годы издания :
1855-1900 гг.
Журавлев
А.И.
Полное
историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках,
так называемых старообрядцах, собранное из потаенных
старообрядческих преданий, записок и писем, церкви Сошествия
Святого Духа, что на Большой Охте, протоиреем А.И.
Журавлевым.
С портретом автора и рисунками,
изображающими стригольников и раскольников с их женским персоналом.
В четырех частях. [Издание шестое]. Москва, Типография Ф.К.
Иогансон, 1890 год. 346 страниц, III; 11 л. илл. В владельческом
переплете. Хорошая сохранность, временные пятна.
Андрей Иоаннович
Журавлев (1751 - 1813) более известен под именем протоирея Андрея
Иоаннова, из старообрядцев, был весьма авторитетным специалистом по
истории раскола. Перейдя из беспоповского федосеевского согласия в
официальное православие, он в 1787 г. стал священником
Большеохтинской церкви в Петербурге. В 1788—1791 гг. он принимал
участие в насаждении единоверия среди старообрядцев Стародубья.
Журавлеву принадлежит первая серьезная работа по истории раскола -
«Полное историческое известие о старообрядцах». Первые два ее
издания увидели свет в 1794-1795 гг.
В книге собрано множество редких и
крайне интересных письменных документов и изустных преданий по
истории старообрядчества, например, документы и сведения,
касающиеся старообрядцев Стародубья, старообрядцев-поморов и их
центра в Выгореции, федосеевцев и других согласий. Здесь
опубликованы сведения, записанные автором со слов старожилов. Книга
А. Журавлева долгое время являлась незаменимым источником по
истории некоторых старообрядческих центров, например,
Клинцов.
А. Журавлев опубликовал ряд
документов о начале исправления книг (о деятельности Максима
Грека), о начале книгопечатания в Москве, об истоках раскола,
причиной которого были реформы Патриарха Никона. Будучи выходцем из
старообрядцев, А.Журавлев прекрасно разбирался в многообразных и
сложных процессах, происходивших внутри староверия, в разделении на
толки и согласия, во внутренней и внешней богословской полемике.
Все это получило самое подробное освещение в настоящем издании. Три
из четырех частей книги посвящены именно истории старообрядчества.
Здесь речь идет обо всех беспоповских и поповских общинах и их
истоках: нетовщине, самокрещенцах, новоженах, ветковском согласии,
основании стародубовских слобод и т.д.
В книге представлена ценная
информация и о ереси стригольников, которая автором понимается
широко, к стригольникам он относит также «жидовствующих», публикуя
документы и о них. Среди помещенных в издании документов - выдержки
из знаменитого «Просветителя» Иосифа Волоцкого, царских грамот и
патриарших посланий, летописные свидетельства. Автор в комментариях
к документам стремится связать древних стригольников и современных
ему староверов, которые жили в некоторых центрах, куда в прошлом
бежали от преследований стригольники.
«Полное историческое известие»
Андрея Журавлева стало основополагающим для историков
духовно-академической школы второй половины XIX в. Характеризуя
старообрядцев как «еретиков», автор обосновывает необходимость и
причины их преследования.
Книга иллюстрирована галерей
«старообрядческих типов», выполненных в технике литографии, в
которую вошли различные представители староверия.