1930-е гг., бумага, акварель, 20х25
Советская художница-график, иллюстратор, портретист. Член
Московского союза художников и Союза художников СССР.
Е. А. Афанасьева родилась в 1900 году в Брест-Литовске в семье
офицера. В гимназию пошла в Чите, окончила — в Харбине. Рисовала с
ранних лет, ещё в Харбине, под руководством художника Яругского
(Эруга), несмотря на сложные условия жизни в большой семье,
болезни, переезды и сложные бытовые и материальные условия. Много
копировала с репродукций: пейзажи Левитана, картины Маковского,
цветы Клейна, портреты английских живописцев. Перерисовывала
иллюстрации с книг Билибина. Весной 1918 года в течение 2 месяцев
работала в детском саду в предместье Харбина. С осени 1918 года по
приглашению тёти, Ванды-Марии Фердинандовны Курищенко, работала
учителем рисования в одной из школ Владивостока. Одновременно
посещала занятия по рисунку, композиции, портрету в студиях графика
Г. Я. Комарова, акварелиста В. А. Баталова, живописца А. Н.
Клементьева. В 1919 году получила первую премию на конкурсе
портретного наброска и первую премию на конкурсе театрального
костюма (оба конкурса были организованы Литературно-художественным
обществом Дальнего Востока). В 1920 году впервые её иллюстрация
(обложка) была опубликована в выходившем во Владивостоке журнале
«Юнь» (Юность), а затем несколько рисунков напечатала местная
газета. В том же 1920 году она нарисовала портрет одного из
основоположников русского футуризма, приехавшего во Владивосток —
Давида Бурлюка. Осенью 1923 года решением Губкома ВКП(б)
Дальневосточной республики была командирована в Москву для
поступления во ВХУТЕМАС. Деньгами на дорогу помогли друзья, устроив
розыгрыш её рисунка. В дороге у неё украли все подготовленные
работы, поэтому пришлось срочно рисовать прямо в вагоне новые — это
портреты красноармейца Вахрушева и комсомольца Миши. С этими
рисунками она и была без экзаменов принята во ВХУТЕМАС на
архитектурный факультет (на других мест не было). Училась рисунку у
профессора Д. А. Щербиновского. Сразу прославилась своими рисунками
и зарисовками студентов. Весной 1924 года была исключена из
института как «чуждый элемент» (дочь царского офицера);
восстановлена после обращения к Н. К. Крупской. На втором курсе
перешла на графический факультет; училась на литографском отделении
в мастерской Н. Н. Купреянова. Одновременно работала: рисовала и
увеличивала портреты, изготовляла шрифтовые плакаты, выполняла
рисунки и шаржи для стенгазет. В 1925—1926 годы избиралась
секретарём секции Райпрос. Окончила ВХУТЕМАС / ВХУТЕИН с
квалификацией «художник-технолог полиграфической продукции»,
защитив 28 сентября 1929 года диплом по альбому автолитографий из
шести композиций на тему «Водка». Впоследствии один из дипломных
листов — «Очередь за водкой» — был напечатан в журнале «За
трезвость». Работала в издательстве «Детская литература», с 1930-х
годов — в издательстве «Учпедгиз». В 1931 и 1932 годы получала
премии за ударную работу по оформлению образцового учебника. В 1932
году одной из первых вступила в только что организованный
Московский областной союз советских художников (МОССХ). С началом
Великой Отечественной войны работала бригадиром художников в
художественной эстампной мастерской. По её эскизам выполнялись
портреты героев-лётчиков, с которых печатались листовки. В
1941—1942 годы работала в эвакогоспитале № 290, где создала
значительное число портретов сотрудников госпиталя и раненых. В
1944 году получила первую премию «Детгиза» в конкурсе на детскую
книжку-игрушку — за созданную ею книгу «Сосчитай игрушки»[⇨] на
счёт от 1 до 10. В 1949 году работала на заводе «Серп и Молот»,
писала портреты передовиков производства. В 1954—1968 годы служила
художником на студии «Диафильм» (состояла в
редакционно-художественном совете Студии). Одновременно с 1954 года
работала в московских театрах над созданием цикла «Портрет артистов
в ролях». В ноябре 1957 года показала в МОСХе работы, сделанные за
2 года, где их признали виртуозными; портреты детей взяли на
выставку к 40-летию революции; несколько портретов артистов
приобрёл Театральный музей им. А. А. Бахрушина. Выставки на тему
«Артисты театров в ролях» регулярно устраивались в столичных
театрах — Центральном детском театре, театре им. Маяковского,
театре им. Ленинского комсомола. В 1979 году работала в театральном
училище М. С. Щепкина при Малом театре, к 200-летию училища писала
портреты режиссёров и руководителей групп. В 1983 году работала в
Ермоловском зале в театральном училище при Малом театре. Похоронена
в Москве.