Подстаканник "Первый Спутник". Мельхиор, тяжелый. Космос СССР.
Подстаканник "Спутник". СССР. ЮМ2МЕТ1сорт Отличный коллекционный
сохран.
СССР, 1962 год.
Высота 7,5 см без ручки, диаметр 6,8 см.
В первые годы советской власти, власти было не до подстаканников –
хлеба не было. Настоящий ренессанс подстаканника наступил во
времена НЭПа. Наладить производство фарфора в кустарной мастерской
сложно, а производство подстаканников – это же любо-дорого ( в
смысле – доходно).
И советские чиновники любили пить чай.
Мягкое зеленое сукно, уютный свет лампы, строгое кресло и стакан с
чаем, разумеется в подстаканнике (не может пламенный революционер
пить чай из нежного фарфора). Просто будни аристократа. А чтобы
служащего не обвинили в любви к буржуазии, подстаканник должен быть
«идеологически выдержанным»: исчезли амуры и пасхальные сцены. Им
на смену пришли серп и молот, рабочий и крестьянка, первый трактор,
матрос штурмующий Зимний. И, что очень важно – портреты вождей
пролетариата.
Развивается советская промышленность и подстаканники производят не
только из латуни, а из нержавеющей стали, алюминия и роскошного
мельхиора. Первый трактор заменил первый спутник и первый
космонавт, и советский мирный атом. Появились «не идеологические»
сюжеты: герои сказок Пушкина и басен Крылова, городские и морские
пейзажи, всесоюзные здравницы и памятники архитектуры.
В связи с ростом благосостояния граждан начинается производство
подстаканников из серебра. Появились просто произведения искусства
из драгоценных металлов, украшенные эмалью и чернью.
Подстаканники выпускали на 15 крупных гражданских предприятиях и на
некоторых военных производствах.
А закат подстаканника наступил во времена Никиты Сергеевича –
советская промышленность освоила массовый выпуск пластмассы. Да и
согласитесь, в минималистической «хрущевке», среди мебели из
стружки и синтетических ковров, репродукций, вырванных из
«Огонька», подстаканник выглядел странно. И его отставили на
дальнюю полку, до лучших времен, которые так и не наступили.
Единственным островком, на котором сохранился подстаканник, стала
железная дорога. Советские железнодорожники заказали первые
подстаканники ещё в 1924 году. А знаете, как назывались те, первые,
железнодорожные подстаканники? Они назывались: «Свободная дорога».
Красиво! И с большой надеждой. |
|