Чтобы управлять найстройками профиля, вашими избранными лотами, ставками и выставлять товары на торги.
Литко Василий Елисеевич – советский художник, график,
иллюстратор, плакатист. Родился в 1900 году в семье строительного
рабочего. В 1916 году поступил в Петроградскую Академию художеств.
Одновременно с учебой в Академии работал каменщиком, грузчиком,
молото-отбойцем. Бросил учебу с наступлением Октябрьской революции,
вступив в рабочую дружину.
«Мы наш, мы новый мир построим...» Бумага на картонной подложке.
Тушь,перо. Авторская подпись слева внизу. Размер 35 см х 29 см.
Начало 1920-х гг. Размер подложки 30 см х 30 см.
Начать историю жизни и творчества В.Е.Литко хочется выдержкой из
книги О.О.Ройтенберг, посвящённой художникам лирико-романтической
ориентации 1920–30-х гг., расцвет творчества которых пришёлся на
первые послереволюционные десятилетия.
Художники этого поколения «...вошли в жизнь окрылённо и дерзко. С
обострённым ощущением сопричастности делам и дням страны. С
нравственным максимализмом, при котором без высоких слов живут по
высокой мерке самоотдачи, доверчиво выказывая и свою любовь, и свое
лирическое чувство, что и предрешило схожую участь светлых, горячих
людей, начало творческих биографий которых оказалось звёздным
мгновением.» Эта характеристика, как никакая другая, точно и
красочно передаёт особенность тогдашней передовой художественной
молодёжи.
«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию…»
– этот призыв, написанный А.Блоком в 1918 г., захватил собою умы и
настроения многих молодых людей, иногда ещё не успевших поменять
винтовку на кисть, но уже с надеждой смотрящих в будущее, чтобы
создавать новое искусство, искусство, равного которому ещё не знала
история. Это было время особых людей. Нужен был не просто талант.
Нужна была отвага и смелость. Художник той революционной поры
должен был иметь бесстрашие, чтобы побеждать не только голод и
разруху, но и собственные сомнения и неудачи. Новая Советская
Россия должна была отстаивать свою независимость и политическую
свободу. Можно по-разному относиться к политическим и
идеологическим взглядам В.Литко. В задачу статьи не входила оценка
политических взглядов художника. Нашей задачей является показать
картину жизни и творчества этого позабытого автора. При подготовке
этой статьи использовался материал к посмертной выставке В.Е.Литко
из журнала Союза Советских Художников «Творчество» за 1940-й год.
Итак, начинаем…
Жизненный путь художника проходил в стороне от манифестов и
деклараций различных художественных объединений и группировок. На
это у него просто не было времени. Романтика революции сразу и
полностью захватила Василия Литко, погрузив его в бешеный
круговорот меняющихся событий... С этого момента жизнь Василия
Елисеевича была неразрывно связана с рабочим классом, революцией и
коммунизмом. В 1918 году работал художником в большевистских
газетах «Южная правда» и «Солдат революции». В 1919 году был
назначен комиссаром Инженерно-командных курсов в Екатеринославе
(современный Днепропетровск). Участвовал в боевых действиях Красной
армии, попал в плен, был освобожден конницей Буденного и отправлен
в Харьковский госпиталь. После восстановления В.Е.Литко вновь
отправился на фронт, на этот раз в Польшу. На польском фронте
работал комиссаром цинкографии и литографии Запфронта. Одновременно
делал плакаты и наброски для «Окон сатиры Роста» Запвоенокруга и в
красноармейском фронтовом журнале «Красный шмель». После окончания
войны Литко был командирован в Академию художеств для окончания
художественного образования, но из-за состояния здоровья, не
позволяющего жить в Ленинграде, был переведен в московский ВХУТЕИН,
который окончил в 1924 году. Параллельно с учебой Василий Елисеевич
преподавал в Кремлевской объединенной школе ВЦИК, а также
сотрудничал как художник-график с рядом московских издательств: в
1921-25 гг. иллюстрировал книги и оформлял обложки для издательств
ОГИЗ «Московский рабочий», ЗИФ, работал в журналах «Металлист» и
«Деревообделочник». В 1925-26 годах работал в Вятке, в издательстве
«Вятская правда», где иллюстрировал газеты «Вятская правда»,
«Вятская деревня», «Южный пахарь». В 1927 – 28 гг. Литко работал в
издательстве «Молодая гвардия» и ГИХЛ. В 1929 году Белгосиздат
обратился в ОГИЗ в просьбой прислать умелого графика для работы по
оформлению книг. ОГИЗ отправил в Белоруссию Василия Елисеевича.
Литко проиллюстрировал для Белгосиздата ряд книг, из которых можно
отметить иллюстрации к романам Я.Мавра «Амок» и «Полесские
робинзоны». В 1931 году художник работал в Учпедгизе, иллюстрируя
буквари и учебники для средней школы и Красной Армии.В 1932-34
годах в Подмосковном угольном бассейне сотрудничал как художник в
газетах «За уголь» и «Московская кочегарка». В 1935-37 гг. выполнил
ряд плакатов для колхозников (в издательстве Наркомзема, в
«Колхозной многотиражке»). В 1938-39 годах работал в Воениздате –
оформлял книги, рисовал плакаты. В.Е.Литко трагически погиб 17
ноября 1939 года, попав под поезд.
Предоплата
Банковский перевод
Курьерская компания по городу: 500 руб. по стране: 1000 руб.
Ставок пока нет.