«Разговор пролетариев» 1920-е гг. Бумага, итальянский
карандаш. В нижнем левом углу авторская подпись .
Паспарту, стекло , рама. Ранний советский
экпрессионизм!!! Размер в свету 14 см х
20 см. Размер по раме 28 см х 32, 5 см.
В 1919 году вместе с группой художников Е.Ф. Ермилова
занималась учреждением музея, учебной студии и созданием плакатной
мастерской в Никополе. С приходом Красной Армии переехала в
Симферополь, где под руководством Я.А. Тугенхольда работала
художником-декоратором и инструктором детского творчества в
подотделе искусств Крымского народного отдела образования (до 1921
г.).
Будучи еще в Херсоне, Ермилова посетила выставку Н.С.
Гончаровой, М.Ф. Ларионова, Давида и Владимира Бурлюков (Выставка
картин группы «Венок», 4 - 20 сентября 1909 г.), которая произвела
не нее огромное впечатление. Интерес к народной росписи, вывеске,
лубку прослеживается в ранних сериях Ермиловой. Она прошла через
увлечение кубизмом и неопримитивизмом.
«Точно не помню года, но неизгладимое впечатление произвела на меня
выставка Гончаровой, Ларионова, Бурлюков, открывшаяся в Херсоне.
Эта выставка на всю жизнь наложила отпечаток на мое творчество.
Всегда мне очень нравились примитивисты. Джотто, Брейгель Мужицкий
и современные французские художники. В сериях «Лица и улицы», «В
парикмахерской», «На темы древнерусских фресок» - источники
очевидны: народная роспись, вывеска, лубок, икона. Но это не более
чем отправные точки. Неуемная фантазия, спонтанность самовыражения,
органичный примитивизм Ермиловой-Платовой - надежное противоядие от
стилизации, тем паче от эпигонства. «Свое все-все любимое» - ее
координаты.
В 1921 г. Ермилова возвращается в Москву, работает в театре с
А.А. Экстер, с которой её познакомил Я.А. Тугенхольдт. Оформляет
постановки московских театров, занимается
монументально-декоративным искусством. В 1923 г. под руководством
А.А. Экстер работает над цветовым оформлением павильонов 1-й
Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной
выставки. В 1922-1923 гг. поселилась в подмосковном посёлке
Томилино, где жили художники Ф.Ф. Платов, С.Я. Адливанкин и И.Г.
Фрих-Кар, куда приезжали А.М. Глускин и М.С. Перуцкий. В 1923 г.
Ермилова вышла замуж за Ф.Ф. Платова и взяла новую фамилию
Ермилова-Платова. Фёдор Фёдорович Платов (1895-1967) - художник,
поэт-футурист и теоретик искусства. На рубеже 1920-1930-х гг.
познакомилась с Н.А. Удальцовой и А.Д. Древиным, вместе с ними и
еще рядом художников участвовала в групповой выставке в Клубе
мастеров искусств в Москве в 1934 г.
В 1932 г. Ермилова-Платова вступила в Союз художников СССР и
участвовала в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде.
Писала пейзажи, создала графические серии работ на бытовые темы.
Для произведений художницы характерны эмоциональная насыщенность,
эскизная манера письма, яркость, сочность красок, широта палитры.
Пейзажные и жанровые зарисовки Ермиловой-Платовой, созданные в
конце 1920-х годов, служат выразительной иллюстрацией непарадной
стороны жизни СССР той эпохи. В 1930-е годы пользовалось
известностью портретное искусство Е.Ф. Ермиловой-Платовой, но из-за
нежелания писать портреты вождей художница подверглась обвинениям в
формализме. В 1933 г. её работы не приняли на московскую выставку
«Художники РСФСР за 15 лет». В 1949 г. была исключена из
МОСХа.
В 1932 - 1949 годах Ермилова-Платова работала декоратором и
театральным художником, участвовала в оформлении выставок. С 1934
года жила в Москве. Работала над пейзажами, портретами. Создала
графические серии бытовых и карнавальных сцен, серии работ на темы
Великой Отечественной войны, цирка и др. С 1945 работала в технике
аппликации. После исключения в 1949 г. из Союза художников активной
творческой деятельностью не занималась, работала в институте
«Моспроект». В 1958 – 1970 гг. каждое лето проводила в деревне
Прилуки на Оке под Серпуховом. 23 февраля 1967 г. умер муж
художницы – Федор Федорович Платов.
Е.Ф. Ермилова-Платова с 1911 года – участник многочисленных
выставок. Провела персональные выставки в Москве (1934, 1944,
совместно с Ф.Ф. Платовым), 1939, 1944 (Москва), 1960 (Дубна), 1963
(Москва, совместно с Ф.Ф. Платовым), посмертные в 1988, 1992, 2000
(Москва, совместно с Ф.Ф. Платовым), 1989 (Зеленоград), 1990
(«Автопортрет», Мадрид), 1993 (Милан, галерея Капитани).
Ефросинья Федосеевна Ермилова-Платова скончалась 20 декабря
1974 года в Москве.
Ефросинья Федосеевна Ермилова-Платова замечательная русская
художница, чье творчество художественная критика многие годы
оставляла без должного внимания. Сегодня же очевидно, что художница
входит в плеяду выдающихся русских художников XX века.
Произведения художницы находятся в Государственной
Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С.
Пушкина, Московском музее современного искусства,
Историко-архитектурном художественном музее «Новый Иерусалим»,
Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.
Савицкого в Нукусе, Оренбургском музее изобразительных искусств, в
частных собраниях в России и за рубежом.
Более подробно познакомиться с творчеством художницы можно по
ссылке