Е.И.Чубаров (1934-2012) Мощная энергетическая композиция
— « Напряженная беседа» .1981 год. Плотная
бумага, тушь. Авторская подпись и год внизу по центру .
Размер 36,5 см х 51,5 см.
Художник редкой энергетики – так с полным основанием можно
сказать о Евгении Иосифовиче Чубарове. Будущий художник родился в
1934 году в селе Бобино (Башкирия), достаточно рано проявив
художественные способности. Получил среднее специальное
образование, обучаясь в ПТУ, открытом при металлургическом
комбинате г. Златоуста. До 1959 года работал на комбинате гравером
и чеканщиком, после чего переезжает в Загорск. Загорск стал целой
вехой в жизни художника: здесь он знакомится с нонконформистами и
устраивается подмастерьем к скульптору Д. Цаплину. Примерно в это
время Евгений Чубаров начинает создавать картины, которые можно
обозначить как «деревенская брутальщина»: экспрессивные работы
художника в основном посвящены темной стороне жизни советской
глубинки. Резкие, жесткие и отчаянно-грубые образы в чем-то
оказываются обезоруживающе правдивыми, а где-то слишком мрачными и
саркастически-пугающими. Эти мрачные картины далеки от романтичных
образов русской деревни, захватывая в себе все самое
отвратительное, гнилое и чуждое разуму, что может предоставить
русская душа. Перебравшись в 1968 году в Мытищи, Евгений Чубаров
так и не стал публичным автором: он практически не принимал участия
в кухонных посиделках художников, вел замкнутый и отстраненный
образ жизни. Период распада Советского Союза ознаменовал появление
в картинах Чубарова большей абстрактности. Так и не получив
художественного образования, Чубаров создает достаточно техничные
картины, выполненные мастерски и без лишних деталей, хотя иногда на
полотне совершеннейшее обилие штрихов и закорючек – в композиции
это составляет необычайную авторскую неповторимость. По словам
самого Чубарова его картины – это способ «упасть в свое собственное
Я». В 1975 Евгений Чубаров получил членство в Союзе художников
СССР. Известный нью-йоркский галерист Гари Татинцян очень высоко
оценил работы Евгения Чубарова, чем способствовал организации
целого ряда персональных выставок Чубарова в Европе и США. Также
Гари Татинцян помог привлечь особое внимание к работам Чубарова за
счет организации нескольких совместных выставок с картинами таких
маститых авторов ХХ века как Мел Бохнер, Фрэнк Стелла и Сол Левитт.
Многие зарубежные критики очень тепло приняли художника, даже
обозначив его как одного из наиболее перспективных русских
живописцев, которые появлялись за многие годы. Такая
признательность, очевидно, связана с тем, что Чубаров не предлагает
картины, которые разбавлены в слишком глубоком концептуализме и
несут явный оттенок соц-арта. Чубаров смог создать живые образы –
четкие, ясные, без символической глубины и во всей очевидности
своей простоты. Что не может не потрясать в работах Евгения
Чубарова, так это то, что картины пронизаны мощнейшей энергетикой,
которая, тем не менее, сохраняется, не разрушая интерьер.
Необычность истории как самого художника, так и стилистической
смелости его работ, привлекает особое внимание ко всему, что он
создал – не случайно в 2007 году его картина «Без названия» (1992)
была продана за $562 000, что является самой высокой ценой,
предложенной за картину ныне здравствующего русского художника.
Персональная выставка Чубарова проводилась в Государственном
Русском Музее в 2004 году. Представлен в постоянной экспозиции
графики в Третьяковской галерее и многих других музеях.