Клинок изготовлен в XVI веке мастером Канемичи, в
период Муромати (1336 - 1573 годы), относится к мечам Кото
(букв. "старый меч", произведённые до 1596 года). Считается,
что после этого времени многие приёмы традиционной технологии были
утеряны.
Кузнец Канемичи (兼道) работал между эпохами Тенбун (天文, 1532 - 1555)
и Бунроку (文禄, 1592 - 1596) и был основателем легендарной кузнечной
школы Мишина (Mishina, 三品). Известно три подписи, которыми
подписывался Канемичи, а именно: Mino – “Kanemichi” (兼道),
“Kanemichi saku” (兼道作), “Nōshū Seki-jū Kanemichi” (濃州関住兼道).
Некоторые источники указывают, что Канемичи был учеником Санами
Канетака (San´ami Kanetaka, 三阿弥兼高).
В начале своей карьеры, т.е. в эпоху Бунроку (1532 - 1555),
Канемичи работал в замковом городе Хачиман (Hachiman, 八幡), который
находился в провинции Мино. Позже он выполнял заказы Такеды Сингена
(Takeda Shingen, 武田信玄, 1521-1573). Во второй месяц второго года
Бунроку (1593) он переехал со своими четырьмя сыновьями: Ига но
Ками Кинмичи (Iga no Kami Kinmichi, 伊賀守金道), Этиго но Ками Раи
Кинмичи (Echigo no Kami Rai Kinmichi, 越後守来金道), Танба но Ками
Есимичи (Tanba no Kami Yoshimichi, 丹波守吉道) и Этчу но Ками Масатоси
(Etchū no Kami Masatoshi, 越中守正俊) в Киото (в XVI веке – столица
Японии), где основал знаменитую школу Мишина (Mishina, 三品).
Сохранилось только несколько катан Канемичи. Большинство
сохранившихся его работ - это танто и ко-вакидзаси. Впоследствии
сын кузнеца - Кинмичи (Iga no Kami Kinmichi, 伊賀守金道) был удостоен
титула Нихон кадзи сосё (Nihon kaji sousho, Мастер кузнечного дела
Японии), которым его наградил сам Токугава Иэясу за то, что Кинмичи
выковал для Иэясу 1000 клинков для сражения в битве при Секигахара,
сделав его главным мастером ковки в Японии и назначил его главой по
снабжению своих подданных оружием. Этот титул давал право Кинмичи
нанимать других кузнецов для работы и в награду давать им титулы.
Впоследствии право использовать хризантему и титул "Нихон кадзи
сосё" переходило по наследству.
Мастер упоминается в справочниках Hawley W.M. "Hawley's Japanese
Swordsmiths", Markus Sesko "Index of Japanese Swordsmiths N-Z".
KANEMICHI (兼道), Eiroku (永禄, 1558-1570), Mino – “Kanemichi” (兼道),
“Kanemichi saku” (兼道作), “Nōshū Seki-jū Kanemichi” (濃州関住兼道).
According to tradition the son of Kane´a (兼阿). It is said that
there exists or rather existed a blade of Kanemichi with the
signature “Shizu Saburō Kaneuji kyūdai-son” (志津三郎兼氏九代孫, “9th gen.
Shizu Saburō Kaneuji”). Some sources list him as student of San´ami
Kanetaka (三阿弥兼高). Kanemichi was active between the eras Tenbun (天文,
1532-1555) and Bunroku (文禄, 1592-1596) and we know date signatures
from the 24th year of Tenbun (1555) to the fourth year of Tenshō
(天正, 1576). At the beginning of his career – i.e. around Tenbun –
he worked in the castle town of Hachiman (八幡) which was located in
the Gujō district (郡上・具状) of Mino province. Later he also worked
for Takeda Shingen (武田信玄, 1521-1573). In the second month of the
second year of Bunroku (1593), he moved with his four sons Iga no
Kami Kinmichi (伊賀守金道), Echigo no Kami Rai Kinmichi (越後守来金道), Tanba
no Kami Yoshimichi (丹波守吉道), and Etchū no Kami Masatoshi (越中守正俊) to
Kyōto where he settled in Nishinotō´in (西洞院) and where he founded
the Mishina school (三品). There is the theory that Kanemichi was the
same smith as Daidō (大道) because the latter signed in his early
years also with the name Kanemichi (兼道) until he forged a sword for
emperor Ōgimachi (正親町, 1517-1593) in Eiroku twelve (1569) for which
he received the character “Dai/Ō” (大). Due to this, Daidō changed
his name to Ō-Kanemichi (大兼道, lit. “the great Kanemichi”) and
Ō-Kanemichi eventually became Daidō (dō is the Sino-Japanese
reading of the character michi). It is still not clear if this
Kanemichi and Daidō were the same smith or not. As for Kanemichi,
we only know a few katana from him. Most of his extant works are
tantō and ko-wakizashi. The jigane is a dense ko-itame with ji-nie
or a standing-out itame mixed with masame. The hamon is a
gunome-midare with mixed-in yahazuba that shows a tight nioiguchi.
We also know interpretations in gunome with roundish yakigashira or
in suguha. The yasurime of katana are takanoha and on tantō they
are higaki. In his later years he also applied kiri-yasurime.
chū-jō-saku
Подпись на хвостовике (мей): “Kanemichi saku” (兼道作).
Длина (нагаса): 71 см.
Тип клинка: синоги-дзукури.
Ширина у основания клинка: 32 мм.
Изгиб (сори): 19 мм.
Сертификация: Общество по сохранению искусства японского меча NBTHK
(Nihon Bijutsu Touken Hozon Kyokai).
"Особо ценная работа" (Токубэцу Ките Токэн) – клинок.
"Особо ценная работа" (Токубэцу Ките Кодогу) – оправа.
Клинок стальной, без дефектов, ручной ковки, в японской
полировке. Четко просматривается линия закалки "якиба" с
узором "хамон". Хвостовик – "накаго" с отверстием для
крепления и подписью автора. Цуба – стальная. Рукоять – "цука"
образована двумя склеенными между собой деревянными частями,
покрытыми шкурой белого ската – "самэ". Рукоять в сечении овальная,
сквозное отверстие обеспечивает фиксацию с мечом посредством
крепежа – "мекуги". Рукоять обмотана шелковым шнуром
"ито" зеленого цвета цвета. С обеих сторон "цука" размещены
рельефные накладки "менуки" с изображением драконов. Рукоять
увенчана навершием "касира" и муфтой "фути" с изображением родовых
гербов (монов) кланов Мори и Ватанабэ, которые были союзниками в
эпоху воюющих провинций Синкоку Дзидай. Ножны "сая" выполнены из
дерева, покрыты лаком "уруси" с вкраплением перламутра. На верхней
части "сая" расположен выступ "куригата", сквозь который продет
шелковый шнур "сагео". Все элементы оправы выполнены в эпоху Эдо
(1603 - 1868).
Представленный клинок и оправа находятся в великолепной
сохранности, представляют чрезвычайно высокий коллекционный
интерес, а также имеют историческое и антикварное значение.
В комплект входят:
1. Клинок в оправе;
2. Сертификаты NBTHK;
3. Чехол для хранения.